Сопровождение налоговой проверки

  • Определение правомерности проведения проверки

    Определение соответствия главе 14 Налогового кодекса РФ действий налогового органа его должностных лиц. Данный анализ производится на основании изучения документов, исходящих из налогового органа в которых указываются причины контрольных мероприятий (допрос, истребование документов, вызов, итд.).

  • Консультирование и план действий

    После изучения всех обстоятельств дела специалист дает предварительное заключение о перспективах грядущего спора и предлагает план действий.

    Проверки бывают двух типов камеральные и докмуентальные.
    Порядок проведения проверок регламентирован гл. 14 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

    Камеральная (выборочная)  —  это проверка отдельного налогового периода как правило квартал (ст. 88 НК РФ).
    Выездная (документальная) — это проверка  хозяйственной деятельности за период  3 года где изучаются документы бухгалтерского и налогового учета (ст. 89 НК РФ).
    Начиная с августа 2017 года при  проверках  применяются положения ст. 54.1 НК РФ для  определения  правомерности налоговой экономии.

  • Вызов свидетеля

    В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Согласно позиции ФНС России, перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе свидетеля, не ограничен. В связи с чем, физическое лицо при его допросе могут сопровождать адвокат, юрист и иные лица.

  • Проведение осмотра

    Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.
    Осмотр проводится исключительно на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
    При осмотре участвуют понятые, представители проверяемого лица. О производстве осмотра составляется протокол.

  • Истребование документов

    Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

  • Выемка документов и предметов

    В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
    Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.
    Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов.
    При осмотре могут присутствовать представители проверяемого лица.
    По завершении выемки составляется протокол  о выемке документов и предметов, копия которого вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

  • Акт налоговой проверки

    Результаты проверки оформляются актом налоговой проверки (ст. 100 НК РФ) к которому прикладываются документы в обоснование сделанных  выводов о наличии правонарушений.

  • Возражение на акт налоговой проверки

    В течение одного месяца со дня  вручения налогоплательщику акта он вправе подать на него возражения.
    При отсутствии  письменных возражений  руководителем налогового органа или его заместителем производится извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 100, 100.1 НК РФ).
    В каждом отдельном случае избирается стратегия как на досудебный порядок урегулирования спора так и напротив скорейшего его прохождения без затягивания в целях передаче дела в суд.

  • Рассмотрение материалов налоговой проверки

    Рассмотрение материалов проверки осуществляет руководитель либо заместитель инспекции. При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол, оглашается кто проводит рассмотрение материалов, разъясняются права участвующих лиц, исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться.

    Если не принято решение об отложении, проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, руководителем инспекции или его заместителем  оглашается итоговое решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности проверяемого налогоплательщика. Такое решение по истчениии одного месяца после со дня вручения налогоплательщику вступает в силу.

  • Жалоба на решение налогового органа

    Жалоба на не вступившее в силу решение именуется апелляционной жалобой которая подается в вышестоящий налоговый орган в течение месяца со дня его получения.  Жалоба на вступившее в силу решение подается в течение одного года со дня получения такого решения в вышестоящий налоговый орган.

    Налогоплательщик не вправе обратится с заявлением в суд без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, а именно обжалования решения налогового органа в вышестоящем органе (гл. 19 НК РФ).

Налоговый контроль

Налоговые проверки являются разновидностью мероприятий налогового контроля который осуществляется территориальными органами (инспекциями) ФНС России.
Порядок проведения налоговых проверок регламентирован:
— Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»
— Налоговым кодексом РФ;
Рекомендации и требования к процедуре налоговой проверки содержаться в :
— Письмах ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622; Письмо ФНС России от 07.06.2018 N СА-4-7/11051@; Письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355; Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837; Письмо ФНС России от 15.01.2019 N ЕД-4-2/356@
— Приказе Минфина России N 20н, МНС России N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999;
— Приказе ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@;
— Приказе МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.
Ознакомится с информацией о мероприятиях налогового контроля Вы можете на портале ФНС России.

В целях примирения сторон (реализации согласительных процедур) входе проверки или досудебного урегулирования спора  по согласованию между налогоплательщиком и налоговым органом могут быть привлечены эксперты Согласительного комитета союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области» либо  эксперты при профильных комитетах  ТПП соответствующего субъекта РФ.

Внимание! Своевременное привлечение консультанта может позволить избежать избыточного административного давления со стороны должностных лиц налогового органа.